Результаты:
  • Выполнение требований ФНС в части нового стандарта учёта основных средств
  • Получение независимого аудиторского заключения, подтверждающего корректность перехода на новые системы учёта
  • Полностью самортизированные ОС по новому ФСБУ
  • Полностью автоматизированная процедура закрытия месяца в 1С:Управление производственным предприятием

Автоматизация процедуры закрытия месяца и ретроспективный переход на ФСБУ 6/2020 в компании НЦК

Отзыв заказчика

Внедрение алгоритма “автоматизированное закрытие месяца” в программе 1С:Управление производственным предприятием, а также переход на новые современные системы учёта ФСБУ 6 и 18 обеспечило выполнение требований ФНС в части нового стандарта учёта основных средств

Сергей Гриценко, старший экономист

Нанотехнологический центр композитов

БИЗНЕС-ЗАДАЧИ:

  • Финансовый  учёт
  • Налоговый учёт
  • Финансовая отчётность
  • Поддержка

ЗАДЕЙСТВОВАННЫЕ РЕШЕНИЯ:

  • 1С:Управление производственным предприятием

ОТРАСЛЬ:

  • Производство
Цели
  • Выполнение требования Минфина России в части нового стандарта учёта основных средств
  • Организация бухгалтерского учёта малоценных основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020
  • Организация бухгалтерского учёта аренды в соответствии с ФСБУ 18/2025
Задачи
  • Создание схем ретроспективного перехода на новое ФСБУ 6/2020
  • Создание схем ретроспективного перехода на новое ФСБУ 18/2025
  • Разработка алгоритмов автоматического закрытия месяца в ночное время в монопольном режиме без участия программиста или бухгалтера
Ситуация до старта проекта

Компания НЦК — российский производитель полимерных и композитных материалов для различных отраслей промышленности — атомной и гидроэнергетики, транспортной (мобильные дорожные покрытия) и трубопроводной инфраструктуры. Разработанные специалистами НЦК оснастка и материалы позволили реализовать значительное число проектов по ремонту и усилению строительных конструкций промышленных и жилых зданий.

Основу ассортимента продукции НЦК составляют композитные автокомпоненты, профили и арматура, мобильные дорожные покрытия, опоры ЛЭП,  оросители и водоуловители для градирен, тактильные индикаторы, фибра в бетон и асфальт, химостойкие трубы, а также широкая номенклатура изделий из стеклопластика и углепластика, производимая по индивидуальным заказам.

Перед компанией стояли задачи по переводу бухгалтерского учёта ФСБУ 6/2020 (начисление амортизации по основным средствам) и 18/2025 (бухгалтерский учёт аренды) и по созданию прозрачной и понятной процедуры автоматизации закрытия месяца.

На момент обращения в компанию 1-sprint процедура закрытия месяца была совершенно не прозрачна и до начала процесса закрытия требовалось выполнить перепроведение всех документов за закрываемый период. Несколько сотен документов перепроводились внештатным программистом и консультантом в монопольном режиме работы 1С в ночное время, что приводило к большим затратам на оплату труда аутсорсеров. Процедуру мы рассмотрим ниже в главе “что мы сделали”.

Архитектура решения и масштаб проекта

Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2022 год организации обязаны перейти к применению ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (далее — ФСБУ 6/2020, Стандарт) (п. 2 приказа Минфина России от 17.09.2020 N 204н).

ФСБУ 6/2020 предусматривает два варианта отражения последствий изменения учётной политики, связанного с переходом на новый Стандарт: упрощённый и ретроспективный. Вариант ретроспективный – не реализован ни в одном из продуктов 1С и требует “раскрытия” каждого месяца за прошедший период опытным консультантом.

Компания НЦК приняла решение переходить на новый стандарт ретроспективно (т.е. так, как если бы Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни (с даты приобретения основных средств, например) (п. 48 ФСБУ 6/2020).

В структуре активов компании НЦК основные средства с низкой стоимостью занимают значительную долю. Учёт каждого объекта малоценных основных средств не представлялся рациональным. Более того, такой подход увеличивал нагрузку на применяемую организацией учётную систему и замедлял процесс закрытия бухгалтерских книг. 

Ретроспективный переход на новое ФСБУ 6/2020 позволяет не вести учёт основных средств с низкой стоимостью, а списывать затраты на их приобретение (создание) в расходы периода, в котором они возникли. Чтобы воспользоваться данной возможностью организация должна установить лимит стоимости основных средств, ниже которого к ним применяется подход, аналогичный учёту запасов, а затем ретроспективно раскрыть и перепровести все месяцы за предшествующий период.

Особенности и уникальность проекта

Специалисты 1-sprint оказывали полный спектр консалтинговых услуг по переходу на ФСБУ 6/2020, включая

  • ретроспективно раскрыли все месяцы за 2022 год и конец 2021 года, в конце 21 года ввели определенные операции
  • выполнили сверку цифр отчётности каждого месяца на предмет правильности и сходимости
  • создали список операций и ввели новый список малоценных ОС
  • выполнили переоценку и переначисление стоимости на крупное оборудование
  • организовали выстраивание верного учёта за весь прошедший 2022 год в начале 23 по новому ФСБУ
  • выполнили перезакрытие всего года в ночное время в монопольном режиме
  • проконсультировали по методологии начисления по новому ФСБУ по счетам 77 и 09

Переход на ФСБУ 18/2025 производился по той же методологии, что и ФСБУ 6/2020.

Все операции по переходу на ФСБУ 6 и 25 в программе 1С, в т. ч. списание стоимости малоценных ОС, являются операциями межотчётного периода и не влияют на сдачу бухгалтерской отчётности за 2021 год.

Рис.1. Операции межотчётного периода

Из этих задач наши специалисты “пришли” к задаче по автоматическому закрытию месяца. Штатное закрытие месяца бухгалтером или консультантом занимает 4 часа в монопольном режиме, и включает в себя перепроведение в нужном порядке большого количества документов, причём некоторые документы нужно проводить дважды.

Однако, из за очень большого количества доработок в 1С:Управление производственным предприятием, а также из за неоднократной смены учётной политики в компании НЦК штатный бухгалтер никогда не выполнял самостоятельно процедуру “закрытие месяца”. Ещё раз подчеркнём — учётная задача “закрытие месяца” была настолько сложна, что выполнялась специалистом-аутсорсером, и занимала, в зависимости от объёма и количества проводимых документов, от 4 до 24 часов в монопольном режиме в ночное время, что приводило не только к существенному перерасходу бюджета на оплату услуг аутсорсеров, но и к отсутствию “прозрачности” такой важной учётной задачи для самой бухгалтерии и руководства.

Что мы сделали

Консультанты и программисты 1-sprint проанализировали весь объём регламентных задач, выполняемых в процедуре закрытия месяца и разобрались в цикле производства предприятия, в порядке закрытия и проведения документов, и смогли выстроить верный порядок.

Сначала требовалось понять сам принцип, что и как считать.

Система 1С:Управление производственным предприятием была выстроена на предприятии НЦК таким образом, что все документы должны проводиться в строго определённом порядке и если, например, кто-то из штатных бухгалтеров провёл какой-либо документ вручную раньше или позже, то, при закрытии месяца вылезали ошибки и “хвосты”.

Например, в октябре не закрылся 20-й и 25-й счёт в определённых номенклатурных группах, при этом консультант выполнял операции в том же порядке, что и в сентябре. Требовалось разобраться, почему, и какие операции были проведены раньше или позже.

С это задачей было связано много других подзадач, в которых требовалось досконально разобраться.

Как процедура закрытия месяца работала раньше?

Консультант-аутсорсер выполнял перепроведение всех документов за месяц в ночное время в монопольном режиме.

  1. Открывался бизнес-процесс “закрытие месяца” и вручную выполнялись все его операции (расчёт амортизации, РБП и т.д.)
  2. После операции “расчёт себестоимости” требовалось некоторые документы перепровести повторно, т.к. операция “расчёт себестоимости” имела целый ряд доработок, связанных с особенностями учёта в компании НЦК (например, “отчёт производства за смену” штатно проводится дважды, при втором проведении идёт перераспределение по счетам)
  3. Таким образом, при штатном восстановлении последовательности “закрытие месяца”, заложенной в 1С, система проводила “отчёт производства за смену” один раз, что приводило к появлению ошибок.
  4. “отчёт производства за смену” — документ производственный, таким образом, после его перепроведения требовалось перепровести все документы, следовавшие за ним, например, “реализация товаров”, “передача товара на другое производство”, “требование-накладная” на следующий цикл производства и т.д.

При таком закрытии месяца неизбежно появлялось большое количество ошибок, их исправление и последующее перепроведение документов занимало от 4 до 24 часов в монопольном режиме в ночное время.

Проанализировав весь объём регламентных задач, консультанты и программисты 1-sprint разработали обработку, выполняющую процедуру закрытия месяца в полностью автоматическом режиме, включая все проверки, исправления неверных последовательностей и перепроведения документов. 

Рис.2. Схема процедуры закрытия месяца в 1С:Управление производственным предприятием

Результаты

Ретроспективный переход на новое ФСБУ 6/2020 позволяет компании НЦК не вести учёт основных средств с низкой стоимостью, а списывать затраты на их приобретение (создание) в расходы периода, в котором они возникли.

Результатами успешного перехода на ФСБУ 6/2020 в программе 1С:Управление производственным предприятием стали:

  • Объединение объектов в групповые единицы учёта
  • Возможность расчёта ликвидационной стоимости и соотношения истёкшего и оставшегося срока полезного использования
  • Управление инвестициями в объекты групповой единицы учёта

Отметим, чтобы объединение основных средств в групповые единицы учёта соответствовало требованию рациональности, организация должна иметь возможность начислять амортизацию по групповой единице учёта в целом без привязки к отдельным объектам в составе этой единицы.

Также необходимо отметить, что разработанный алгоритм автоматического закрытия месяца позволил компании высвободить финансовые ресурсы, ранее шедшие на оплату услуг аутсорсеров и исключить ошибки, неизбежно появляющиеся при ручном “непрозрачном” закрытии месяца.

Разработанный алгоритм автоматического закрытия месяца может быть внедрён в любой другой программе 1С, например, ERP или Управление холдингом.

У вас похожие задачи? Мы точно знаем, как их решить!

похожие кейсы
Logo

Компания «VentArt» внедрила полноценный учёт финансовый и бухгалтерский на базе 1С:Комплексная автоматизация